Производство дизельных двигателей на Минском Моторном Заводе (ММЗ) имеет почти пятидесятилетнюю историю. Эти двигатели широко применяются производителями автомобильной и тракторной техники на постсоветском пространстве: заводы МТЗ, МАЗ, ГАЗ, ЗиЛ, ПАЗ, Ростсельмаш используют их для комплектации своей продукции. Двигатели ММЗ отличаются эффективностью и высокой надежностью при эксплуатации в любых погодных условиях, что очень важно для тяжелой техники. Среди их основных плюсов – неприхотливость к качеству горюче-смазочных материалов (топлива и масла). Кроме того, в СНГ накоплена значительная база запасных частей для двигателей ММЗ, что заметно упрощает их ремонт.
Наша компания использует двигатели ММЗ для комплектации дизельных электростанций серии АД мощностью от 12 до 100 кВт, дизельных приводов серии ПД и дизельных насосных установок с насосами производства Caprari и Rovatti, ВД (Д), ГрАУ, Strong, ЦНС, НЦПН,1СЦН.
Периодичность технического обслуживания
В таблице приводится периодичность технического обслуживания двигателей ММЗ, а также соответственно сроки смены масла и периодичность смены фильтрующих элементов масла и топлива.
Наименование работ |
Вид технического обслуживания |
ЕТО |
ТО-1 |
2ТО-1 |
ТО-2 |
ТО-3 |
2ТО-3 |
ВЛ |
ОЗ |
1. Проверить уровня масла в картере дизеля
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
2. Проверить уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
3. Слить отстой из фильтра грубой очистки топлива
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
4. Проверить натяжение ремня вентилятора
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
5. Проверить уровень и состояние масла в поддоне воздухоочистителя
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
6. Очистить ротор центробежного масляного фильтра*
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
|
|
7. Заменить масло в картере дизеля*
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
|
|
8. Проверить зазор между клапанами и коромыслами
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
|
|
9. Слить отстой из фильтра тонкой очистки топлива
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
|
|
10. Очистить и промыть центральную трубу и корпус с фильтрующими элементами воздухоочистителя
|
|
|
|
|
+ |
+ |
|
|
11. Проверить герметичность всех соединений на предмет подсасывания воздуха
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
|
|
12. Проверить затяжку болтов крепления головки цилиндров
|
|
|
|
|
+ |
+ |
|
|
13. Промыть сапун дизеля
|
|
|
|
|
+ |
+ |
|
|
14. Заменить фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки топлива
|
|
|
|
|
+ |
+ |
|
|
15. Промыть фильтр грубой очистки топлива
|
|
|
|
|
+ |
+ |
|
|
16. Проверить топливный насос на стенде
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
17. Проверить угол начала подачи топлива
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
18. Проверить давление впрыска форсунок и качество распыла
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
19. Проверить состояния стартера (состояние щеток, коллектора, пружин, контактов и др. деталей)
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
20. промыть систему охлаждения от накипи и загрязнений
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
21. Установить винт посезонной регулировки напряжения в положение "Л" (лето)
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
22. Заменить в картере дизеля зимнее масло на летнее
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
23. Установить винт посезонной регулировки напряжения в положение "З" (зима)
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
24. Заменить в картере дизеля летнее масло на зимнее
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
Примечание.
ЕТО - ежесменное техническое обслуживание
ТО-1 - первое техническое обслуживание, 125 часов наработки двигателя или 1050 литров израсходованного топлива
ТО-2 - второе техническое обслуживание, 500 часов наработки двигателя или 4200 литров израсходованного топлива
ТО-3 - третье техническое обслуживание, 1000 часов наработки двигателя или 8400 литров израсходованного топлива
ВЛ - техническое обслуживание при переходе к весенне-летнему периоду эксплуатации
ОЗ - техническое обслуживание при переходе к осенне-зимнему периоду эксплуатации
* Для двигателя ММЗ Д-245 и его модификаций очистку ротора центробежного масляного фильтра и замену масла в картере дизеля производите через 250 часов работы
Техническое обслуживание проводится с целью поддержания дизеля в исправном состоянии в процессе эксплуатации. Несоблюдение установленной периодичности и низкое качество технического обслуживания дизеля значительно уменьшает его ресурс, приводит к увеличению отказов, снижению мощности и росту затрат на его эксплуатацию. Однако нужно помнить, что срок службы в значительной степени зависит от регулярного и тщательного ухода за ним. Перед началом эксплуатации ВНИМАТЕЛЬНО изучите "Инструкцию по эксплуатации силового агрегата", прикладываемую к каждому двигателю, и соблюдайте все ее требования. Особое внимание уделите следующим рекомендациям:
1. Соблюдайте правила, указанные в разделе "Обкатка нового двигателя". В этот период происходит приработка трущихся поверхностей. Работа дизеля без предварительной обкатки не допускается
2. Применение топлива, смазочных материалов и охлаждающих жидкостей, не указанных в данном разделе и Инструкции по эксплуатации силового агрегата, запрещено.
3. Запуск двигателя без охлаждающей жидкости в системе охлаждения запрещен.
4. Перед пуском двигателя включите стартер, продолжительность работы стартера не должна превышать более 15с., если двигатель не запустился операцию можно повторить через 30-40с.
5. Запрещается пуск двигателя от постороннего источника электроэнергии с характеристиками (напряжение и сила тока) или суммарной емкостью аккумуляторных батарей, превышающими указанные в инструкции по эксплуатации.
6. После пуска, до включения нагрузки, двигатель необходимо прогреть 2-3 мин. на холостом ходу до температуры охлаждающей жидкости 40-50 ºС, а затем с небольшой нагрузкой до рабочей температуры, указанной в инструкции по эксплуатации. Полная нагрузка непрогретого двигателя не допускается.
7. Не рекомендуется работа двигателя на минимальной частоте вращения холостого хода более 15 минут.
8. Во избежание поломки категорически запрещается включать стартер на работающем или не остановившемся двигателе.
9. Работа двигателя со светящимися лампами сигнализаторов засоренности масляного или воздушного фильтров не допускается.
10. Во избежание поломки турбокомпрессора перед остановкой двигатель должен поработать в течение 3-5 минут на средних оборотах холостого хода.
11. При наличии пробуксовки сцепления при полностью отпущенной педали, а также, при наличии "ведения" эксплуатация не допускается.
12. Техническое обслуживание необходимо выполнять согласно раздела "Техническое обслуживание".
13. Эксплуатация дизеля без проведения очередного технического обслуживания не допускается.
14. В зависимости от условий работы дизеля допускается отклонение установленной периодичности проведения технических обслуживаний в пределах 10%.
15. Операции технического обслуживания связанные с разборкой агрегатов дизеля проводятся в закрытом помещении для предохранения от попадания пыли и грязи.
16. Все неисправности, обнаруженные при проведении технического обслуживания должны быть устранены.