Дизельные двигатели, собранные на Тутаевском моторном заводе (ТМЗ), в техническом плане являются одними из самых современных в России, отличаясь эффективностью, экономичностью и надежностью. Достоинства тутаевских моторов определяются их конструктивными особенностями: это 4-клапанная индивидуальная головка цилиндра, возможность регулировки оптимального надпоршневого зазора при сборке двигателя, поршни с охлаждением внутренней полости маслом, топливная аппаратура с высокой энергией впрыска, встроенный водомасляный радиатор, привод вентилятора через гидродинамическую или фрикционную муфту с автоматическим управлением.
Более 30 лет двигатели ТМЗ эксплуатируются в составе магистральных автопоездов, большегрузных автомобилей-самосвалов, городских автобусов большой и особо большой вместимости, сельскохозяйственных и промышленных тракторов, внедорожной специализированной техники, дизельгенераторных установок, дорожно-строительной техники. Тутаевскими двигателями оснащаются и многократные победители международных ралли «Париж-Дакар» - грузовые автомобили «Камаз-Мастер».
На базе двигателей ТМЗ наша компания выпускает дизельные электростанции серии АД мощностью от 200 до 315 кВт, дизельные приводы серии ПД и дизельные насосные установки с насосами ВД (Д), ГрАТ, ГрАК, ЦНС, ЦН.
Периодичность технического обслуживания
В таблице приводится периодичность технического обслуживания двигателей ТМЗ, а также соответственно сроки смены масла и периодичность смены фильтрующих элементов масла и топлива.
Наименование работ |
Вид технического обслуживания |
ЕТО |
ТО-1 |
2ТО-1 |
ТО-2 |
ТО-3 |
2ТО-3 |
СТО |
1. Осмотреть двигатель на предмет течи топлива, масла и ОЖ, нормального состояния наружных узлов двигателя
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
2. Проверить уровень масла и охлаждающей жидкости в двигателе
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
3. После остановки двигателя проверить на слух работу турбокомпрессора и фильтра центробежной очистки масла
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
4. По окончании работы заполнить топливный бак топливом, не ожидая его охлаждения во избежание конденсации паров воды
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
5. Проверить натяжение приводных ремней, при необходимости отрегулировать
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
6. Слить отстой из топливных фильтров грубой и тонкой очистки. Зимой отстой из фильтров сливать ежедневно после окончания работы.
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
7. Заменить масло в картере дизеля
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
8. Промыть фильтр центробежной очистки масла
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
9. Сменить фильтрующие элементы масляного фильтра
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
10. Проверить и, если необходимо, отрегулировать установку угла опережения впрыскивания топлива
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
|
11. Заменить фильтрующие элементы фильтра тонкой очистки топлива
|
|
|
|
|
+ |
+ |
|
12. Провести техническое обслуживание форсунок двигателя
|
|
|
|
|
+ |
+ |
|
13. Проверить легкость вращения ротора турбокомпрессора, при необходимости провести его техническое обслуживание
|
|
|
|
|
+ |
+ |
|
14. Проверить и отрегулировать тепловые зазоры в клапанном механизме
|
|
|
|
|
+ |
+ |
|
15. Проверить топливный насос высокого давления, в случае необходимости отрегулировать.
|
|
|
|
|
|
+ |
|
16. Заменить масло и топливо на соответствующее предстоящему сезону
|
|
|
|
|
|
|
+ |
17. Проверить узлы электрофакельного устройства
|
|
|
|
|
|
|
+ |
18. Промыть фильтры-отстойники топлива
|
|
|
|
|
|
|
+ |
Примечание.
ЕТО - ежесменное техническое обслуживание
ТО-1 - первое техническое обслуживание, 125 часов наработки двигателя
2ТО-1 - дополнительно через одно ТО-1
ТО-2 - второе техническое обслуживание, 500 часов наработки двигателя
ТО-3 - третье техническое обслуживание, 1000 часов наработки двигателя
2ТО-3 - дополнительно через одно ТО-3
СТО - сезонное техническое обслуживание
Мощные и экономичные двигатели ТМЗ надежны и удобны в эксплуатации. Однако нужно помнить, что срок службы в значительной степени зависит от регулярного и тщательного ухода за ним. Перед началом эксплуатации ВНИМАТЕЛЬНО изучите "Инструкцию по эксплуатации силового агрегата", прикладываемую к каждому двигателю, и соблюдайте все ее требования. Особое внимание уделите следующим рекомендациям:
1. Соблюдайте правила, указанные в разделе "Обкатка нового двигателя". В этот период происходит приработка трущихся поверхностей.
2. Применение топлива, смазочных материалов и охлаждающих жидкостей, не указанных в данном разделе и Инструкции по эксплуатации силового агрегата, запрещено.
3. Запрещается пуск двигателя от постороннего источника электроэнергии с характеристиками (напряжение и сила тока) или суммарной емкостью аккумуляторных батарей, превышающими указанные в инструкции по эксплуатации.
4. После пуска, до включения нагрузки, двигатель необходимо прогреть в начале на холостом ходу до температуры охлаждающей жидкости 40-50 ºС, а затем с увеличением частоты вращения до номинальной постепенно увеличивать нагрузку. Время, в течение которого нагрузку можно увеличить до полной, должно быть не менее 3 минут. нагрузкой до рабочей температуры, указанной в инструкции по эксплуатации. Полная нагрузка непрогретого двигателя не допускается.
5. Не рекомендуется работа двигателя на минимальной частоте вращения холостого хода более 10-15 минут, кроме прогрева холодного двигателя после пуска.
6. Во избежание поломки категорически запрещается включать стартер на работающем или не остановившемся двигателе.
7. Работа двигателя со светящимися лампами сигнализаторов засоренности масляного или воздушного фильтров не допускается.
8. Во избежание поломки турбокомпрессора перед остановкой двигатель должен поработать в течение 3-5 минут на средних оборотах холостого хода.
9. При наличии пробуксовки сцепления при полностью отпущенной педали, а также, при наличии "ведения" эксплуатация не допускается.
10. Техническое обслуживание необходимо выполнять согласно раздела "Техническое обслуживание".